О проблеме
Нажатие на педаль сцепления и возникающий при этом скрип особенно раздражают, потому что на автомобилях с механической коробкой передач приходится часто выключать связь двигателя с коробкой — при каждом трогании с места и переключении передач. Водитель может инстинктивно пытаться уменьшить использование педали, что может привести к перегрузке других механизмов. Более простым решением будет найти источник проблемы и устранить ее.
Возможные устройства
Различные способы управления выключением сцепления зависят от используемой схемы передачи усилия от педали к пружине ведущего диска, и могут включать:
- тросовый привод, который использует гибкий стальной трос, защищенный пластиковой или металлической оболочкой;
- гидравлический привод с вилкой, где усилие передается от штока педали к поршню главного цилиндра, затем давление жидкости передается на рабочий цилиндр, связанный с вилкой выключения;
- гидравлический привод с объединением выжимной муфты и рабочего гидроцилиндра.
Характер звуков, которые возникают при использовании педали сцепления, зависит от выбранной схемы привода. Хотя скрип может быть более распространенным и заметным в случае использования тросового привода, другие схемы также могут иметь эту проблему.
Скрип узла подвесной педали
В верхней части педального узла есть вал, на котором подвешены педали через пластиковые втулки, изготовленные из материала, подобного капрону, чтобы работать бесшумно и не создавать трения. Однако, со временем эти втулки деградируют и могут стать причиной скрипа. Для решения этой проблемы можно заменить втулки, которые продаются в виде ремкомплектов, либо на время использовать смазку. Наиболее эффективна смазка на основе силикона, но при необходимости можно использовать любую, включая универсальный спрей типа WD40.
Скрип гибкого тросика
Тросы могут быть разделены на две категории: те, которые нуждаются в регулярной смазке, и те, которые имеют пластиковые вставки с низким коэффициентом трения и не требуют дополнительного масла, но должны быть заменены по истечении срока эксплуатации. Если у троса появился скрип, то его можно продолжить использовать, если нанести на него смазку. Трос может быть снят из оболочки и покрыт загущенным маслом типа «Литол» или другим подобным. Можно также использовать жидкие масла, которые вводятся постепенно в оболочку, не разбирая ее. Однако, если скрип троса продолжает присутствовать и сопровождается повышенным усилием на педали, то трос следует заменить, так как он может оборваться внезапно, что приведет к трудностям в управлении автомобилем.
Звуки от вилки
Рычаг вилки сцепления соединяет наконечник троса или гидроцилиндра с выжимным подшипником. Рычаг имеет опоры и расположен на кожухе сцепления. Скрип может возникать в трех точках контакта рычага: с приводом, муфтой выжимного подшипника и опорами кожуха, и все эти точки требуют смазки. Если вилка сильно изношена, то ее необходимо заменить вместе с пластиковыми втулками кожуха. Это часто делают при замене сцепления в целом.
Муфта выжимного подшипника
Если выжимной подшипник издает скрип, скрежет или вой, то это может быть связано не только с трением о вилку. Внутри самого подшипника может вырабатываться смазка, что приводит к катастрофическому износу. Трение подшипника о направляющую втулку зависит от состояния пластика выжимной муфты, по которой он перемещается к пружинным лепесткам корзины. Смазка не всегда предусматривается, так как условия работы подшипника не позволяют ей долго существовать, и она может стать причиной скрипа.
Если возникают такие проблемы, то подшипник следует заменить в комплекте с дисками.
Направляющая ведомого диска и подшипник маховика
Передняя часть ступицы сцепления перемещается по шлицам первичного вала коробки передач и опирается на подшипник коленвала, расположенный в центре маховика. Смазка в этом месте быстро изнашивается, что может привести к подклиниванию и скрипу. Восстановление смазки затруднительно и может потребовать снятия коробки передач. Решением проблемы является замена сцепления.
Звуки от корзины (ведущего диска с пружиной)
В кожухе ведущего диска, обычно, нет причин для появления скрипа. Однако, при износе лепестков или при использовании сложной и мощной пружины, возможны звуки. При этом, пружина теряет свои свойства и изнашивается в зоне лепестков, что может привести к деформации и потере четкости включения сцепления. В таком случае, комплект в сборе должен быть заменен.
Если проблемы с корзиной и ведущим диском не устраняются, то это может привести к повышенному износу поверхности маховика и локальным перегревам. Это опасно, так как массивная стальная деталь может покрыться трещинами и разрушиться от центробежных сил. Поэтому, сцепление необходимо заменить при первых признаках нарушений в его работе, и только в сборе, то есть диск, корзина, выжимная муфта, а иногда и вилка с опорами, а также подшипник в торце маховика.
Заключение
Звук, который возникает, обычно означает начало проявления конкретной неисправности привода сцепления, которую необходимо незамедлительно устранить. Хотя это не та проблема, которая требует использования эвакуатора, её откладывать не стоит. Чем раньше её устранят, тем меньше будет стоить ремонт.
Советуем прочитать: Какие амортизаторы лучше: жидкостные или газовые?